задать вопрос пастору

Ищите Господа, когда можно найти Его;
Призывайте Его, когда Он близко.
— Исайя 55:6

Подписаться на рассылку
Имя
E-mail*

Воспитание детей в свете Священного Писания


BKIoHEI0Jk4

В современном мире отношение к детям и вопросам дисциплины и воспитания полностью пересматриваются. Если раньше вопросы воспитания практически не обсуждались и не менялись столетиями, то, начиная с 20 века, было пересмотрено всё, начиная от вопросов ухода за ребенком и заканчивая вопросами дисциплины. Современные родители часто находятся в замешательстве – как им воспитывать своих детей, относиться к ним, реагировать на их непослушание? То, как их воспитывали, уже подвержено критике, а как предлагается по-новому, они тоже не знают, потому что опять же есть разные мнения и теории на этот счёт, вдобавок ещё и не всё получается, когда начинает применяться на практике.

Верующему человеку, с одной стороны, проще. У него есть Библия, в которой есть ответы на все вопросы, включая о воспитании детей. С другой стороны, именно библейский подход к воспитанию сейчас критикуется, а современные методы воспитания идут вразрез с Библией, как по смыслу, так и по практическому применению. В своей статье я предлагаю вам обратить внимание на то, что говорит Священное Писание, а дальше уже дело каждого, как распоряжаться этой информацией.

Итак, прежде чем понять, какой метод воспитания действенный, нужно осознатьнять, что Писание говорит о человеке, об источнике его поведения, что его определяет и может определять.

Библия говорит нам о том, что человек вначале был сотворён Богом. Был сотворён по образу Божию, и был совершенным Божиим творением. Человек был помещён в идеальные условия, но, несмотря на это, пошёл против Бога и проявил непослушание. Так грех вошёл в жизнь всех людей. «Потому что все согрешили и лишены славы Божьей» (Римлянам 3:23). Каждый рождающийся в мир человек имеет уже предрасположенность к греху. «В беззаконии я зачат и во грехе родила меня мать моя» (Псалом 50:7).

То есть делать плохое человеку проще, чем хорошее. Я думаю, что любой родитель замечал, что ребёнка не нужно учить кричать, драться, жадничать. У него всё получается само собой. И наоборот – нужно долго и терпеливо объяснять, что нужно делиться, заботиться, вести себя прилично.

Следовательно, если ребенок предрасположен к плохому проявляет это, то его нужно наставлять и дисциплинировать. Сам Господь Бог является для нас в этом примером. Бог наказал первых людей. В Библии очень часто подчеркиваётся, что за грех должно быть взыскание.

Именно тема наказания сейчас подвержена самой большой критике. Современные специалисты рассуждают о том, что ребёнок должен либо наказываться только лишением чего-то или изоляцией на время, либо не должен наказываться совсем, а родители могут с ним только беседовать и придумать какие-то интересные способы, как донести до него правильные  модели поведения.

Но в Библии мы можем увидеть, что тема наказания чуть ли не одна из ключевых. Более того, Бог часто говорит о наказании как правильном воздействии на человека, который не повинуется установленному порядку.  «Итак истреби зло из среды себя» (Второзаконие 24:7). Сам Бог наказывает как отдельных людей, так и целые народы, когда они отступают от Его заповедей:  «Ибо Господь не оставит без наказания…» (Исход 20:7). Более того, если люди продолжают упорствовать, Бог не меняет способ воздействия или отказывается наказывать. Наоборот – Он предупреждает, что накажет ещё больше: «Если при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши» (Левит 26:18).

Если в современном мире специалисты утверждают, что наказание – это унижение другого и проявление ненависти и агрессии, то в Библии мы видим совсем другое отношение к этому вопросу: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» (Евреям 12:5-7). Мы можем сделать вывод, что библейский взгляд приравнивает наказание к проявлению любви от родителя к ребёнку. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откровение 3:19). Просто потому, что Бог так делает. Если бы Богу было всё равно на человечество, Он оставил бы нас давн, и мы уже просто сами бы себя уничтожили. Да, Он обращает наше внимание на наше поведение через неприятности, несчастные случаи, катаклизмы. Здесь очень хорошей иллюстрацией будет русская пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». К сожалению, человек из-за греха так устроен, что он иначе и правда понимать не хочет. Сколько мы сами можем вспомнить примеров, как жизнь кого-то круто изменилась именно благодаря болезни, банкротству, проблемам в семье. Я сейчас имею в виду именно те случаи, когда эти неприятности давали толчок к большему внутреннему развитию человека, раскрытию внутренних ресурсов, пересмотру своего образа жизни на более здоровый как физически, так и психологически. Опять же на ум приходит русская поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Больше всего в мире сейчас критикуется именно физическое наказание. Но опять же в Библии мы читаем о том, что именно физическое наказание очень эффективно. «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Притчи 23:13,14). Из этого отрывка мы видим, что наличие наказания – это вообще вопрос жизни и смерти.

Сейчас родители рассуждают о том, что свой авторитет у ребенка нужно заслужить. В Библии мы снова видим другой подход: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12). Почитание, то есть уважение, родителей – это заповедь. А заповедь – это то, что нужно исполнить независимо от обстоятельств. В Библии нигде не написано, что уважение к родителям должно проявляться только после каких-то их действий или может не проявляться, если ребенок чем-то недоволен или не получил.

По Писанию у родителей по отношению к детям только две обязанности: «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей (2-е Коринфянам 12:14). Задача родителей физически заботиться о детях и их основных нуждах. Вторая обязанность относится к эмоциональной сфере и духовному воспитанию: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4).

У детей три обязанности. Первая – послушание: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Ефесянам 6:1). Вторая – почитание:  «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием» (Ефесянам 6:2-3). Третья – забота в старости: «А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Матфея 15: 5-6). В этом отрывке Иисус осуждает тех, кто искал причины не помогать своим родителям.

Родители ответственны за то, как они воспитывают своих детей  не перед детьми и даже не перед окружающими. Они отвественны за это перед Богом. Это можно увидеть из примера Илии: «Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» (1 Царств 3:13).

Поэтому принципиально важно сохранить именно библейский взгляд на воспитание, потому что за то, как мы воспитываем своих детей, мы не будем отвечать перед нашими соседями и даже не перед государством. Сам Бог спросит нас, были ли мы послушны Ему в этих вопросах.

Автор: Наталья Мухина

Фото: Мария Моргунова


Дата: 11.07.2016
Категория: Статьи
Тэги: |


Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.



План чтения Библии
Свежие новости

ВверхВверх